Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие компетентностный подход вошло в понятийный аппарат педагогики сравнительно недавно. При этом, если для западной образовательной понятийной системы категория компетентностного подхода является естественной, возникшей в последние четыре десятилетия, то российская образовательная традиция для описания образованности и профессионализма предлагает другую систему понятий, в тоже время включающую знаменитую в российской педагогике категориальную модель: знания, умения и навыки, как это отражено и в ФГОС .
Тем не менее, формирование компетенций принимает качественно новое значение в методике обучения в школах и особенно, в школах с углубленным изучения иностранных языков.
Английский язык является одним из самых популярных языков международного общения и его изучение в школьной программе позволяет создать важный фундамент для будущей жизни и карьеры сегодняшних учеников, а учитывая тот факт, что изучающие английский по углубленной программе, рассчитывают обязательно найти своим специальным знаниям применение, то на передний план выдвигается вопрос формирования социокультурной компетенции учащихся.
При этом под социокультурной компетенцией понимается компонент коммуникативной компетенции; совокупность знаний о реалиях страны изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка; умение применять эти знания в практике общения и соблюдать специфические обычаи, нормы этикета, правила и стереотипы поведения.
Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры.
При этом в практической части данного исследования анализируется УМК (учебно-методический комплекс) для изучения английского в 5 классе, а с учетом того, что учащиеся 5-х классов - подростки, и их интересы связаны, в первую очередь, с формированием себя как личности через общение, то работа, целью которой является анализ формирования социокультурной компетенции учащихся 5 класса школ с углубленным изучением английского языка, является актуальной.
Объектом исследования в данной работе является социокультурная компетенция, а предметом – методика преподавания английского языка в школе с углубленным изучением.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задач:
- исследовать компетентностный подход в общем образовании;
- привести сущность социокультурной компетенции и пути ее формирования у учеников;
- оценить важность социокультурной компетенции в углубленном изучении английского языка;
- проанализировать УМК «Звездный английский» для 5 класса с точки зрения формирования социокультурных компетенций;
- разработать методические рекомендации по формированию социокультурной компетенции учащихся 5 класса школ с углубленным изучением английского.
Материалом, на котором основывается исследование послужил УМК «Звездный английский» для 5 класса, а также материалы последних исследований компетентностного подхода в образовании, в целом, и в обучении английскому языку, в частности А.А. Вербицкого , П. В. Сысоева , Е. И. Панфиловой и др.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Социокультурные компетенции при изучении английского языка
1.1. Компетентностный подход в общем образовании
Когда упоминается термин «компетенция», подразумевается процесс know how – act (от ноу-хау - к действию).
Из-за его глобальных и интегрирующих характеристик приобретение компетенции требует обучения в двигательной, аффективной и когнитивной областях.
Компетенция — это система концептуальных и процедурных частей знаний, организованных в рабочие схемы, которые помогают идентифицировать проблему-задачу и ее решение посредством эффективных действий в ряде ситуаций. Компетенция включает в себя необходимые знания и способности, необходимые для данного решения.
Поскольку компетентность можно оценить посредством успеваемости, то компетентность является заключительной стадией цикла или периода обучения и определяет среднесрочные и долгосрочные перспективы развития учащегося.
Надо отметить, что компетентностный подход не является новой тенденцией для российской школы. В этом направлении были созданы отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данное направление не являлось основным в школьном образовании, оно практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов и обратились к нему в России только сейчас, в последние 5 лет.
Почему же стоит выбрать компетентностный подход?
Создание программы, основанной на логике, основанной на компетенциях, вписывается в набор инструкций по образовательной системе всех европейских стран уже много лет, что само по себе является гарантом того, что эта программа проверенная, так как эти инструкции основаны на всемирных исследованиях, которые подчеркивают важность связей между обучением и контекстом использования, тем самым помогая учащимся сделать обучение осмысленным.
В течение нескольких десятилетий компетенции активно использовались в сфере западного образования.
Компетентностный подход в образовании, начал формироваться в США в 70-х годах прошлого века. Принцип компетентности зародился в рамках теории языка, а затем стал использоваться как научный метод, применяемый в различных областях знаний, в том числе в педагогике. Понятие «компетентность» впервые было предложено американским лингвистом в связи с трансформационной грамматикой. Автор указал на различие между компетенцией (знание собственного языка говорение - аудирование) и использованием (реальное использование языка в конкретных ситуациях). Введение в профессиональное образование новых образовательных конструкций - компетенций, полномочий и ключевых квалификаций было предложено в зарубежных педагогических публикациях в 80-х годах прошлого века. Компетентностный подход к образованию был заложен американскими исследователями, чьи работы посвящены проблеме компетенций и их развитию в рамках модернизации системы образования и являются фундаментальными для сторонников компетентностного подхода. Разработка компетенций в то время рассматривалась как ответ на такие вызовы, как сохранение открытого демократического общества, многоязычие, мультикультурализм, новые требования рынка труда, развитие сложных организаций, экономические изменения, и т. д., с которыми столкнулось Европа. Тогда Совет Европы принял определение пяти ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые европейцы. Благодаря успешности компетентностного подхода в образовании, эту идею подхватили и в других странах мира. При этом, поскольку акцент делается на социальном и личностном развитии учащегося, цель состоит в том, чтобы заставить его реинвестировать свои знания при выполнении заданий на уровне школы, а также на социальном и профессиональном уровнях. Программа была задумана с целью обеспечения устойчивого и жизнеспособного обучения.
Хотя программа, основанная на компетенциях, является новинкой, ее цели не новы. На самом деле, педагоги всегда были заинтересованы в разработке общих процессов «ноу-хау» и закреплении знаний, полученных в классе. Эта программа позволит любому ученику развить его способность мыслить и действовать в соответствии с видением мира, который он будет строить изо дня в день. Эта логика имеет ряд педагогических последствий, таких как:
1)Делать знания, усвоенные в школе жизнеспособными и устойчивыми:
А именно, школа поможет учащемуся осмыслить знания, полученные на уроке, и научит его, как эффективно и полезно использовать их. Его обучение должно быть реинвестировано не только в школьные контексты (то есть из одной ситуации в другую или из одного дисциплинарного контекста в другой), но и в контексты вне школы.
2) Развивать мыслительный процесс ученика:
Для достижения этой цели жизненно важно усилить когнитивную функцию школы, установив тесные связи между приобретением знаний и развитием мыслительных процессов. Акцент на развитие компетенций исключает сосредоточение исключительно на приобретении дисциплинарных знаний, а способствует развитию процессов мышления, необходимых для их усвоения и использования в реальной жизни.
3) Предоставлять условия обучения, соответствующие потребностям учащегося:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Акинина Н.В., Ряполова Н.В. Формирование социокультурной компетенции обучающихся на основе английского юмора как фактора отражения ментальности британцев // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
2. Вербицкий А. А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. № 3. С. 3–16.
3. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_zymnaya_competency_and_competence.pdf
4. Инновации в современном языковом образовании : материалы III Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 1–2 марта 2017 г.) / [под ред. Л. Г. Кузьминой] ; Воронежский государственный университет. – Воронеж : Издательский дом ВгУ, 2017. – 448 с.
5. Отзыв: Учебниу английский язык "Звездный наглийский" https://otzovik.com/review_4018529.html
6. Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55.
7. Рабочая программа (авторская программа Р.П. Мильруда, Ж.А. Суворовой по предметной линии учебников английского языка «звездный английский -«Starlight»») (углубленный уровень основного общего образования) https://coc1239.mskobr.ru/images/cms/data/5_klass.pdf
8. Сысоев П. В. Формирование учебно-познавательной компетенции в целях обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2015. № 10. С. 15-24.
9. УМК «Английский язык» для 5 класса / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
10. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] https://fgos.ru/ (дата обращения 04.05.2020).
11. Юрина С.И. О роли лингвострановедческого аспекта в изучении иностранных языков // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 94-97.
12. Spotlight 6. Английский язык 6 класс https://gdz.ru/class-6/english/reshebnik-rabochaya-tetrad-angliyskiy-v-fokuse-spotlight/